Содержание

Авторизация



Вся текстовая информация, находящаяся на сайте, является собственностью Якова Островского и защищена авторским правом. Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение, в том числе в переводе, любых материалов с сайта возможны только с письменного разрешения Якова Островского. При цитировании указывать адрес страницы: http://www.ostrovyak.com .

ГОСТЬ

– А у белой лошади был жеребенок белый.

В избе было тепло,

так хорошо тепло.

И раскачивалась старуха

и странную эту песню пела.

А у печи сидел гость

(метелью или бедой сюда его занесло).

Он сидел и оттаивал.

Молчаливый такой, городской.

И бабка его отпаивала

какой-то травой настойной.

И было ему тепло,

тепло и покойно,

Как будто в бабкиных травах

настаивался покой.

А когда уходил

(беда его гнала или дело)

И осталась изба

проталиной в белом снегу,

Вдруг забилось, как заяц,

стреляный на бегу:

– А у белой лошади был жеребенок.

Бееелый...


14.02.69

Комментарии (15)Add Comment
gressan
А у белой лошади был жеребенок белый.
Автор: gressan, Июнь 01, 2009
Автор, наверное, даже не представлял, насколько его стихотворение романтично.
Как известно, белых лошадей не бывает (если не иметь в виду альбиносов!), те, которых мы называем белыми, – серые. Но и серыми лошади не рождаются – «…в сущности, серая масть является ранним поседением. Поэтому серые лошади рождаются, имея абсолютно любую масть, кроме серой».
Я уверена, что автор ничего не знал об этом, и это вдвойне здорово, потому что «жизнь», как мне кажется, поддержала идею стиха.
Вот, «занесло» этого «городского» сюда, в избу, где можно «отогреться» от бед, дел, метелей. И старуха спела ему песню о белой лошади и белом жеребенке – песню-мечту, песню-идею, которая успокаивала и согревала. Песню-надежду – не зря же, когда ушел, – «Вдруг забилось, как заяц, стреляный на бегу»… Что забилось, как заяц? Сердце?..
Надежда на что? На любовь, может быть... Уйти-то ушел, но «Бееелый...» осталось звучать…
Yakov
А у белой лошади
Автор: Yakov, Июнь 03, 2009
Что романтично, представлял.smilies/smiley.gif А вот про белых лошадей… (а это точно?) – никакого представления. Как и о том, каким образом это поддержало идею стиха.
Кстати, - об идее. Начну с конца – художественное произведение (от древнегреческой трагедии до недревне и негреческого smilies/smiley.gif кино) всегда читается (смотрится) от начала к концу, а понимается от конца к началу.
Протяжное «Бееелый» после зайца, «стреляного на бегу», по-моему, должно восприниматься, как «крик» раненого.
Что же его ранило?
Изба. Да-да, изба, которую он увидел, оглянувшись.
- Оглянувшись? Да нет там этого слова! Откуда вы это взяли?!
- Согласен: слова нет. Художественный язык – это язык не слов, а представлений, которые стоят за словами – того, что рисует ими художник.
Так вот, изба, оставшаяся «проталиной» - в белом снегу» - это изба, воспринятая, увиденная издалека. Мало того, «проталина» несет в себе воспоминание о тепле. А «на бегу» и «вдруг» и может означать только одно: вдруг оглянулся… и увидел... и вспомнил. И понял. Понял, о чем она пела. Она пела о себе и о нем. Она пела о каждом из нас.
Разве не так же, повзрослев, обзаведясь своими семьями и заботами, мы приходили гостями в дом своего детства – приходили туда, где, как Вы правильно заметили, «можно отогреться от бед, дел, метелей» – приходили за утешением и материнским теплом.
Разве не так же бабки или матери наши кормили-поили – тетешкали нас? А потом мы уходили. Белые жеребята от белой лошади, плоть от плоти ее…
Однажды, уходя, я вдруг оглянулся и увидел мать на пороге. Увидел, как она смотрит мне вслед. И ощутил ее боль. И протяжный вздох – «бееелый» в конце стиха стал воплощением этой боли. И вины, моей вины.
Сорок лет прошло с тех пор, но и сегодня, оглядываясь назад, я испытываю это горькое чувство. Только с годами горечь становится все сильнее.
И еще. Здесь, в Германии – разве не слышится в стихе боль по этой «избе» - чему-то, оставленному «там»: по России, по Украине, «далее везде», как выражаются математики, наконец, по своему детству?
P. S. Спасибо Вам за комментарий: Вы верно уловили главное – если можно так сказать, музыкальный смысл стиха. А «песня-надежда» - это от лукавого: «занесло» smilies/smiley.gif, с кем не бывает.
gressan
Автору
Автор: gressan, Июнь 03, 2009
Спорить с Вами (автором) в данном случае… я имею ввиду: «ему видней»… smilies/smiley.gif
Просто хочу сказать, что в стихе столько раз звучит «тепло», «так хорошо тепло», «оттаивал», «тепло», «тепло и покойно», «настаивался покой»… Эти повторения и меня убаюкали и успокоили, успокоили настолько, что появилось ощущение, что все будет хорошо smilies/smiley.gif и я пропустила то, что это он увидел «проталину», что это для него –
«И осталась изба
проталиной в белом снегу…»

Впрочем, и для меня тоже…
Yakov
gressan
Автор: Yakov, Июнь 03, 2009
Вы правы: автору видней. Но автор - тоже человек (хотя по отношению к своему тексту - Бог, Создатель), и значит, субъективен. И потому спорить с ним не только можно, но и нужно (ему) - читатель может увидеть то, чего не заметил автор - ведь он тоже человек smilies/smiley.gif и интерпретирует текст "под себя". А это всегда интересно и часто - неожиданно.
Точнее, потому и интересно, что неожиданно. Даже если эта интерпретация не совпадает с авторской.
Приятно, что в этом случае (если не считать, что по дороге вас куда-то занесло, наше восприятие совпало. Мало того, в своем (втором) комментарии Вы нашли точное ключевое слово - "убаюкали". У меня в неизданной книге стихов "Акробат", в которой автор комментирует собственные стихи, Вы могли бы убедиться в этом.
В благодарность за проделанный Вами труд - понимания и анализа мне захотелось вывести отрывок того комментария из состояния сослагательного наклонения.
Вот он, написанный много лет назад:
Собственно, и возник он не от внезапно возникающей в мозгу картинки-ситуации, как это бывало у меня обычно, а от жеста ритмичного раскачивания, горестного, бабьего. Оттого и весь стих, прошитый однообразными звуками, подхватывающими друг друга, как бы раскачивается.
Вот слово «белый» подхватывает «жеребенок». Потом то же мягкое «бе» звучит в «избе» и эхом отдается в «тепло» в то время, как «лошадь», как в зеркале, отразится в «хорошо те ...»
А потом «раскачивалась» звуково раскатит ритм – создаст звуковую основу картины. И в «старухе» откликнется «странную» и уже отнесется – по звуковой ассоциации – не к песне, а к ней, старухе.
А потом «пела» возвратит не только к «белый», но и к «теплу», а «печь» тоже вберет в себя «петь», и «белый» откликнется в «метели» и «беде».
И вторую строфу прошьет насквозь это раскачивание, баюканье: «оттаивал», «отпаивала», «настаивался» – длинные, на растягивающихся гласных, слова, протяжные, баюкающие: ай, ой, ай, ой...
gressan
А у белой лошади был жеребенок белый.
Автор: gressan, Июнь 03, 2009
!!!
Хорошо бы эту самую "неизданную книгу стихов "Акробат", в которой автор комментирует собственные стихи"...
Yakov
...
Автор: Yakov, Июнь 03, 2009
Хорошо бы эту самую "неизданную книгу стихов "Акробат", в которой автор комментирует собственные стихи"...

Когда-нибудь... Если доживу
0
Мое мнение - "Гость" относится к лучшим Вашим стихам.
Автор: гость, Апрель 23, 2011
Здравствуйте.
А для меня "конфликт" начинается с "А".

А у печи сидел гость

и ЭТО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ УТВЕРЖДАЕТСЯ - СЛОВОМ И ЗНАЧЕНИЕМ И ЗВУЧАНИЕМ - "ГОСТЬ".

Потом - подчеркнута инородность ( не отверженность, а разделенность) - Молчаливый такой, городской.

Далее - как по этапу - А когда уходил
(беда его гнала или дело.)
И временность, ( для меня с утра, пришел с рассветом,
Ушел к вечеру.) Как начало смеркаться. А если учесть, что это зима, то от рассвета до вечерения - один миг, разве что на песню и на настой заваренный, прямо так и не раздевался.




Белая лошадь, да, в природе чисто белых не бывает. Особенно жеребят. А для меня это и снег в сумерках утра или рассвета. Тогда - говорим белый,а он,снег, совсем и не белый, а по живому, так, по звериному - скорее ВЫБЕЛИВАЕТСЯ. И изба от этого - старее и чернее становится ( вросшей,еще и в снег,и....уменьшенной от уже взрослого восприятия), прокопченнее очаг. От сопоставления.
Потом вот такое - пришел ушел, и это естественно.для бабки и для "гостя", закономерно. Как закономерно уже выстроенные, установившиеся отношения взрослый сын и старя мать, женское и мужское, ПРОСТО РУССКАЯ ЖЕНЩИНА - бабка, как у Симонова, в
( читаем уже у О. Я. )

как это может только поэзия.

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Такой естественный - и вещественный – жест оберега. От дождя? Кринки? Но поэт сродни алхимику: извечное дело поэзии – превращение вещества в идею. И, как всегда, философским камнем, благодаря которому происходит это превращение, становится аналогия: «как детей… к груди». Кринки – молоко – дети – грудь.

У белой лошади.
белая, жеребенок, оттаивал.....
Тепло и покойно,как в детстве, после возвращения ,с улицы.домой. когда теплодома. надежности. размеренности и слипаются от тепла глаза и уходишь в сон, глотнув, а не поев да же, как в лодочке ( люльке?) - укачиваясь засыпаешь.

Под странную песню. Почему странную и почему пела? И почему молчалив был гость.
В этом весь мир.
Ощущение - не удерживала. Не расспрашивала. Не просила.
Ничего не сказано. Полное взаимопонимание. Старуха мудра и жертвенна.

Очень знаково и очень нравится. -


И осталась изба
проталиной в белом снегу,
Ведь проталина от костра ли,от теплого на снегу - это не только оттаяло, согрело, но и ЯЗВА, нарушение покрова( защиты?), сырое, и как от кострища угли - прогоревшее, но и согревшее и оголившееся и ожившее, из под до льда. Земля.

Мать Сыра Земля Вот еще что такое проталина.

Так знакомо это словосочетание с детства по тоскливым нашим песням! По эпосу!


Не могу удержаться -
Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен.
Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей. И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба - не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины, верили наши предки.
Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля!» 3 «Чем заболел, тем и лечись!» - говорит народная Русь, и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место и молить землю о прощении.

И заканчиваю. Так. И это есть в стихе.
КАМО ГРЯДЕШИ!!!!






0
...
Автор: гость, Апрель 23, 2011


Камо грядеши, Господи? (русск. Куда ты идёшь, Господи?, лат. Quo vadis, Domine?) — фраза, сказанная, по легенде, апостолом Петром Иисусу Христу, когда апостол во время гонений императора Нерона на христиан покидал Рим. Ранее апостол Пётр сказал эту фразу Иисусу Христу на Тайной вечере (Иоан.13:33—36). В Риме существует церковь Домине-Кво-Вадис, расположенная на месте, где по легенде, апостол Пётр встретил Христа, к которому обратился с вопросом: «Куда ты идёшь, Господи?»
В переносном смысле фраза Камо грядеши? является предложением (в форме вопроса), задуматься, правильно ли человек живёт, туда ли идёт в своей жизни, верны ли его жизненные цели, ценности и т. п. Используется также в прямом смысле, как шутливо-торжественная форма вопроса о конечной цели чьего-либо движения.


И как не вспомнить Пушкина - "и сам, подвластный общему закону, переменился я".
И еще. Может это и глупо и болезненно. Не оставляет меня и такое - гость - погост.
Белая церковь уже, затерянная в снегах, домик при ней с горящем окошком.Кладбище.
И преобразование этого слова "гость" в "погост".

У него насколько значений.
Погост [от др.-рус. погостити — побывать в гостях; первоначальное значение П. — постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)],

1) сельская община и её центр в Русском государстве 11—18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища. Название П. обычно получали двойное — по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего П. сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775.

2) Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15—16 вв.

3) Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово "П." в 19 — начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.
И еще.
Вдруг забилось, как заяц,
стреляный на бегу:

А слышится - ЗА Яц . Зарезанный. Полоснутый острым по живому.

На бегу.

КАМО ГРЯДЕШИ!!!!
куда ты..... и где ты.....










Yakov
Третьим будешь?
Автор: Yakov, Апрель 24, 2011
Мое мнение - "Гость" относится к лучшим Вашим стихам.
Автор: гость, Апрель 23, 2011
Не могу сказать, что Ваш комментарий к "Гостю" относится к лучшим Вашим комментариям:)- он так же точен по восприятию и трактовке, как и комментарий к "Акробату", после которого я подумал: вот, наконец, кажется,пришел к тебе Идеальный Читатель - читатель, которого ждет-пождет каждый поэт, но часто уходит, так и не дождавшись.
Вот Бог и вспомнил - и получил я свой канат. Спасибо ему и Вам.Да только и привкус горечи в этом, потому что "Гость", как сам Бог, бестелесен - без имени, без обличья, как и обратиться к нему, когда даже звучит как погост? А о многом хотелось бы...
И вот все, что вызвал у меня Ваш комментарий и о чем хотелось бы написать, вдруг сложилось в одну короткую фразу: третьим будешь?
Но можно и сплагиатить: куда ты..... и где ты? Рыцарь, подними забрало.

Макс
Не придумывая лишнего
Автор: Макс, Май 11, 2011
При интерпретации стихов Островского главное - это соединять мысли и чувства, и только совместный мыслительно-чувственный процесс может дать то эстетическое наслаждение, которое испытывает истинный homo sapiens как от самого процесса поиска решения задачи, так и от самого факта решения.
И вот тут важно не переусердствовать, не навалить лишних планов. Суровая поэзия Островского не терпит надуманности. Каждый его стих - это задача для читателя, которую он должен решить - и решить правильно.
Вот что получилось у меня.
Метод следующий:
1. Берем текст.
2. Ставим вопросы.
3. Строим версию, проводя анализ.
4. Либо принимаем на 100%, либо отвергаем, либо принимаем с определенной долей вероятности допущения.
5. Одним-двумя предложениями даем интерпретацию.
6. Одним-двумя словами описываем чувства, которые испытываешь после прочтения стиха.

Какие я задал себе вопросы:

1. Что это за песня?
2. Почему так часто употреблено слово «покой»?
3. Почему изба сравнивается с проталиной на снегу?
4. Что «забилось»?
5. Почему именно такие слова у песни?
6. Является ли «гость» сыном старухи?
7. Что означает «белое»?

Ответы:

1. Сначала я думал, что это казачья песня, но это оказалось не так. Просто старуха поет причитания, взятые из головы. Это то, что ее гложет, тем более что эта песня встречается дважды. Это именно ее чувства.
2. Слово «покой», так много раз употребленное показывает, что гостю страшно тяжело в жизни, что душа его всю жизнь в поисках, что ей не хватает именно покоя. Но это все на поверхности. Важно же увидеть, что старуха счастлива дарить ему покой: она его не только отогревает, но и травами отпаивает, которые тоже кстати «...будто … настаивался покой». Это дает нам дополнительное понимание для ответа на вопрос № 5.
3. Абсолютно не согласен с интерпретацией избы как язвы, уродливого остатка от костра, или что изба ранила кого-то, хотя последнее исходит от самого автора. Этого нет в стихе. Там нет, что он оглянулся. Поэтому изба — это дом, то место, где тебя любили, где мама, где тепло и сытно. И еще это убежище, где можно отогреться от снежных бурь. А проталиной она является потому, что она в снегах воспоминаний, а текущая жизнь холодная и см. ответ на вопрос № 2. И с большой долей допущения можно сказать, что для гостя как и для многих из нас это единственная в жизни заветная проталина.
4. Что же там такое забилось как стреляный на снегу заяц? Сердце? Автор бы не стал сравнивать сердце с зайцем, и даже со стрелянным на бегу. (Не ищите неточных сравнений у Островского.) Забилось чувство. Я только один раз ощущал такое, когда пришла телеграмма о скоропостижной смерти матери. Отец болел раком, и мы ждали его смерти, а умерла страшной смертью от гангрены мать, которой было только 55 лет. Так вот я был именно как заяц, но не убитый, а именно подстреленный, и именно на снегу, потому что все было вокруг холодное, а меня всего колотило. Что билось? Да все билось!
5. Что означает эта фраза «У белой лошади жеребенок белый», а потом и с подвыванием «Беелый». Отвечая на этот вопрос, мы получаем ниточку к ответу на вопрос о взаимоотношений старухи и гостя. Эта фраза — стон старухи по поводу того, что у всех матерей дети такие же в принципе как и мать, а у нее сын совсем другой: он не ведет подобного ей образа жизни, он, возможно, уехал, он остался ей родным, но стал далеким и непонятным, он стал гостем в ее родном доме, и от этого она бесконечно страдает как от боли до стона.
6. С высочайшей степенью допущения можно утверждать, что это мать и сын. Никогда бы чужому человеку мать не пела такую песню (См. ответ № 5) Поить — поила бы, отогреть — отогрела бы, но песню эту не пела бы. И никогда бы в чужом человеке не заколотилось бы все, если бы это не были стенания матери. А заколотилось как раз именно в этот момент. Там стоит двоеточие. Сын просто услышал это «Беелый» и именно в этот момент понял, как она горюет из-за него.
7. Ну вот и последний вопрос, который все ставит на свои места. Белое означает, что все это происходит не в реальности, а в воспоминаниях человека. Реальность уже заметена снегами прожитых лет. И проталинка осталась в душе человека в виде воспоминаний о матери и о родном доме.


Интерпретация.

Человек, вспоминая мать и родной дом переживает, что мать страдала от того, что они с сыном стали далеки. Жизнь человека этого трудна и беспокойна, поэтому покой он ищет в воспоминаниях о матери и о доме.

Чувства после прочтения.

Грусть, печаль, скорбь.

Никакой романтики тут нет.

Вот и все
0
...
Автор: гость, Май 31, 2011
Здравствуйте. Совершенно не согласен со следующим утверждением:
"Каждый его стих - это задача для читателя, которую он должен решить - и решить правильно".
И применение метода, на мой взгляд, не только который предложен,а вообще- метода, не может быть осуществим.
Почему?
Да потому что, если разобрать стих на составляющие( настоящий стих), а не прочтя стих, сразу же и навеки вечные получить всю картину ( про объем - позже), всю суть сразу, то, к сожалению, на мой взгляд, никогда уже, никогда не будет воспринято то, что есть сам стих. Это как расчленить человека. Вот нога, вот рука. Но разве это сам человек?
А это целое,живое, стих больше чем слова и понятия. Стих рвется до уровня объема самого человека. К его восприятию,к его шести? чувствам.
С возрастом,хороший стих (настоящий стих с тобой-всегда),не отзывается от случая к случаю, своей афористичностью, на это сгодятся и афоризмы и анекдоты, а приходит и общается с тобой более мудрым, с таким которым ты стал. Новое твое знание переживаний есть в стихе. Настолько хороший стих концентрированно сгущен по эмоциям и информативен. Поэтому стих возникает в тебе уже давая все больше, так как ты, сам, вырос и изменился в объеме, не, в первую очередь, знаний, а понимания человеческого, психологии (самого человека).
Стих все время старше и мудрее тебя. Не диво ли это?

Вот посмотрите, что написал автор стиха "Гость"в статье (О СИМОНОВЕ (заметки на полях).
"Стихотворец говорит сознанию (или так: говорит с сознанием), поэт говорит органам чувств: зрению, слуху, как бы овеществляя слово. А потом – и сознанию".
0
...поэт говорит органам чувств: зрению, слуху, как бы овеществляя слово. А потом – и сознанию...
Автор: гость, Октябрь 11, 2011
10 баллов! Хорошие стихи, как и хорошие книги - не только перечитываются, но и понимаются по-разному в разных возрастах. И "эмоциональный" возраст и "сознательный" меняется и в связи с этим - меняется восприятие.
А метод, по-моему, все же существует, только, возможно, у каждого - разный. Кому-то достаточно увидеть "картинку", кому-то - "прислушаться" к себе, кому-то - задать себе вопросы. Мне кажется, что дело не в том: каким? Или как? Главное: что понял.
0
...поэт говорит органам чувств: зрению, слуху, как бы овеществляя слово. А потом – и сознанию...
Автор: гость, Март 21, 2012
Хотелось бы. Что бы вы уточнили и поподробнее остановились, на: "Хорошие стихи, как и хорошие книги - не только перечитываются, но и понимаются по-разному в разных возрастах. И "эмоциональный" возраст и "сознательный" меняется и в связи с этим - меняется восприятие."
Как это пониматься по-разному и меняться?
На мой взгляд, и опыт, ничего не "понимается - по разному" в разном возрасте. Либо не понимается, смолоду вообще, либо не так широко. Не улавливаешь смолоду всех связей, но от этого и не возникает понятия нового. Либо схватываешь, что это зерно и со временем видишь, во что он превращается. А если зерна увидишь и не ощутишь сразу, то и прорастать ничего не будет.
Метаться читателю как Очумеловову, меняя взгляды, право, смешно.

Yakov
...
Автор: Yakov, Март 22, 2012
Человек со временем меняется: либо растет, либо зарастает. Соответственно меняются и взгляды, и эмоциональное восприятие того или иного произведения, и глубина его понимания, опирающегося на опыт жизни.
Примеры найдете сами. В одном вы правы:"метаться читателю как Очумеловову, меняя взгляды, право, смешно".
0
Лена
Автор: гость, Март 25, 2012
"А у белой лошади был жеребенок белый" не просто звучит и
утверждается в сознании как колыбельная. Из -за ааааа. И
ритма. После ааааа..., слово; "колыбельная", в этой строчке
есть полностью. Его можно составить и оно ощущается.
Колыбельная для ребенка в зыбке. "А у белой лошади был жеребенок белый". Стих для меня как кино. Смотрится уже, а не звучит - фильмом. Проходит действие и начинается, все вновь. По кольцевой, замыкается колыбельной:"А у белой лошади был жеребенок беееелый......"
Для меня немое кино, представляется более близким к стиху ( к поэзии вообще), чем уже развившиеся в звуковое. Поэтому, Ваш стих представляется таким действием(крупным планом); на скамье старушка в избе и понятно и видно, что она монотонно напевает бормоча, монотонно раскачиваясь в ритм. Появляются титры: "А у белой ло....."). Прядет ли бабушка, или как будто зыбку качает. Потом расширяется пространство( видна вся комната избы, видно, что бабушка не одна, у нее в избе сидит человек (воспринимается как гость). Так как он очень инороден всему ( одежда, обувь, сидит в центре). Человек резко отличается от всего деревенского и от старушки. Мужчина встает и уходит. Двери открываются, и тут же захлопываются, гость на крыльце на пороге. Старушка остается, не провожает. Они разъединены. Он действием( уходит), а она неизменностью, в действиях еще более. Потом сверху и издали; маленькая черная избушка, в отогретой собой проталине( то ли вросла, то ли как выброшенная головешка), посредине белого однообразного без рельефного безмолвия. Воспринимается последний кадр(пейзаж), как будто оглянулся ушедший. Но оглянулся не по человеческим физическим возможностям - взглядом, но и сердцем. Затем титрами идет весь стих. Фильм обязательно не цветной. Черно-белый. Как то так.

Написать комментарий
smaller | bigger

busy